Онлайн консультант

Турция: Отпуск на колесах

Отпуск на колесах — как ездить по Турции на арендованных автомобилях

О путешествии на собственных колесах по Европе я рассказывал в одной из передач — поговорим сегодня о Турции, поскольку очень многие наши соотечественники пользуются там услугами так называемой «рента кар».

Машины в городских фирмах «рента кар» стоят почти в два раза дешевле, чем если их арендовать в отелях. Например, «мерс» пятисотый в сутки стоит 120 долларов, «Рено Клио», «Опель Астра» — 30, джип «Судзуки Самурай» — 40, японский мотороллер — 15 долларов.

Если берешь машину на неделю, скидка до 20 процентов. Залога в отелях не надо, ни паспорта, ни денег. Залог за автомобиль, если его берешь в городе, — 100 долларов.

Деньги вам легко вернут, если на машине не прибавилось царапин или вмятин. Кстати, при получении машины обязательно обсмотрите ее всю — что помято или поцарапано, что не работает, и попросите занести это в ту бумагу, которую для вас выписывает хозяин. Но, честно говоря, турки ведут себя в этом смысле честно — даже если вы чего-то не заметите, они прекрасно знают свой автомобиль и чужие грехи вам инкриминировать не станут. Если накатанные вами километры их не интересуют и за них вы ничего не платите, то стрелка бензобака их интересует очень, потому что в Турции литр бензина стоит доллар десять-двадцать центов за литр. При сдаче машины стрелка бензобака не должна показывать меньше, чем при получении машины. Больше — сколько угодно, но денег за это не получите и не просите.

Такси в Турции дорого.

Около каждого отеля роятся желтые такси и у каждого таксиста есть буклетик, где расписаны цены. Торговаться здесь бесполезно. Но есть хитрость, которую не все наши туристы расчухивают — если спросить у таксиста: «Сколько стоит доехать от Белека до Антальи», он ответит: «Тридцать долларов». Это — доллар за километр, дорого. Но, оказывается, что дорога туда и обратно стоит 42 доллара, то есть — вы шоферу, который вас привез в Анталью, или в Аланью, или в Кемер, называете время и место встречи, и он вас обратно везет менее чем за полдоллара километр.

Разницы ни в дорогах, ни в знаках Турции и России практически никакой. Единственное различие в дорожном знаке — «обгон запрещен» там — две легковушки одна из которых перечеркнута красной линией. Поскольку много извилистых горных дорог, знаков этих много, но стоят они, что называется, по уму — обязательно присутствует и знак «конец запрещения обгона». Пару раз дернувшись нарушить, я смирился и выполнял их неукоснительно. А вот ограничений скорости на автодорогах гораздо меньше, чем у нас. Потому что все в Турции знают: на шоссе максимально разрешенная скорость 90, а в населенках — 50 километров в час. Ездят не лихача — 100-110, редко когда больше, когда машина обгоняет тебя со свистом, как, скажем, в Германии. Но если на хорошей дороге стоит ограничение 50, а то и 30 — жди полиции с радаром на обочине. Особенно они не прячутся в кустах и себя ветками не маскируют. Превышение разрешенной скорости до 20 км в час наказывать не принято, а вот за превышение на 50 км в час — 70-80 долларов штрафа. За парковку под запрещающим знаком — штраф 14 долларов, за пьяную рожу — 120 долларов, лишение прав, суд, тюрьма.

Кстати, большим моим удивлением было узнать, что разрешенная доза алкоголя в крови водителя в Турции составляет 0,5 промилле. Это значит для человека весом 75-80 кг выпить две бутылки пива, стакан сухого или 50 грамм водки и сесть за руль. Когда я разговорился с полицейскими, они сказали, что за «запах» могут не наказать и даже не подвергнуть водителя медэкспертизе, а вот, если «глазки плавают», то наказания не избежать. Причем за одни и те же нарушения на трассе одиночного водителя штрафы одни, а если то же самое происходит в городе, да с человеком, который везет людей, — сумма штрафа удваивается.

Полицейские взяток не берут и за полсуммы «в лапу, без квитанции» не отпускают, потому что зарабатывают прилично — 600 долларов минимум и за свою работу держатся.

Дороги в Турции точь-в-точь российские — шоссе с заплатками, увалами, то прекрасное и двухрядное в одном направлении, то сужающееся до «туда-сюда», разметка слабовыраженная, размытая, светофоры покрашены в желтый цвет, некоторые (в городах) со светящимся секундомером, отсчитывающим время до выключения того света, который горит. Все опасные места — переходы, перекрестки, поселки, и т.п. обязательно предваряют Г-образные, но больше похожие на согнувшихся жирафов столбы с мигающим желто-оранжевым фонарем.

Почти на любом турецком перекрестке можно повернуть налево, а на кольцах у них, если нет приоритетных знаков, как правило, преимущество имеет тот, кто движется по кольцу, а не как у нас — вьезжающий на кольцо.

Самое тяжелое в Турции для водителя то же, что и в любой другой стране — незнание города и языка. Однако оно усугубляется тем, что, даже имея карту города, название улицы на стенах домов вы увидите здесь очень редко, как они ориентируются — непонятно. В той же Анталье можно сжечь полбака бензина, прежде чем из нее выберешься. Но и здесь турки придумали выход — махните водиле желтого мотороллера, это мотогид. Он привезет вас туда, куда попросите, всего за доллар. А если вы захотите шопинг, то он вас привезет в тот магазин, который его содержит, привезет бесплатно, покажет бесплатную же парковку.

В магазине (как правило, слишком дорогом) вас усадят в кресла, напоят чаем или кофе, а то и рюмочку предложат. А потом начнется спектакль, из которого очень трудно выйти не покупателем. На сегодня достаточно, желаю вам провести отпуск — на колесах или нет — но так, чтобы он вам помнился потом много-много лет. С вами была программа «Автоликбез» и ее ведущий Юрий Гейко.

Заметки о Турции