Онлайн консультант

Юсуповский дворец

Юсуповский дворец — уникальный архитектурный ансамбль XVIII-XX в.в., создававшийся на протяжении почти двух столетий. С 1830 по 1917 годы дворец был любимой столичной резиденцией пяти поколений выдающихся представителей российского дворянства — князей Юсуповых. Среди них были писатели, музыканты, видные общественные деятели.

Еще в период правления Ивана Грозного Юсуповы были приближены к престолу, и с тех пор на протяжении нескольких столетий занимали видное положение в государстве.

Юсуповский дворец — один из немногих дворянских особняков Петербурга, где уцелели не только парадные апартаменты, залы картинной галереи, миниатюрный домашний театр, но и роскошные жилые покои бывших хозяев. Это обстоятельство позволило включить Юсуповский дворец в английский каталог «Замечательные частные дома Европы». Последние годы интерес к нему растет не только в Петербурге, но и на западе.

Интересна сама история дворца, связанная с судьбами многих его современников. Здесь бывали все российские монархи периода от Николая I до последнего императора Николая II, крупные деятели российской и европейской истории, культуры, политики. На сцене его театра выступали такие известнейшие певцы и композиторы, как М. Глинка, П. Виордо, Ф. Лист, А. Даргомыжский, Ф. Шаляпин, Ф. Шопен. Дворец вошел в отечественную историю и как место убийства Григория Распутина.

В ночь с 16 на 17 декабря 1916 года младший хозяин дворца Феликс Юсупов вместе с другими монархистами осуществил этот дерзкий замысел в стенах собственного дома.

История Юсуповской усадьбы восходит к периоду зарождения Северной столицы. В Петербурге дома редко принадлежали одной и той же фамилии на протяжении всей своей истории, и Юсуповский дворец не исключение. В начале XVIII века на левом берегу Мойки располагался небольшой дворец и усадьба племянницы Петра Первого — Прасковьи.

В 1726 году Прасковья Иоанновна подарила это свое владение лейб-гвардии Семеновскому полку, где он и квартировал до 1742 года. В середине 1740-х эта территория вошла в обширную усадьбу графа Петра Шувалова. Затем особняк на Мойке был куплен у потомков князя Шувалова в казну и пожалован фрейлине Екатерины второй Александре Браницкой — в 1795 году. Графиня А. В. Браницкая владела дворцом 35 лет, после чего продала его своим родственникам, князьям Юсуповым в 1830 году.

Таким образом, Юсуповы оказываются по счету пятыми хозяевами усадьбы. Но именно при них она обрела свои блеск и очарование, а малозаметный особняк на Мойке превратился в Юсуповский Дворец, по праву носящий имя своих владельцев.

На протяжении 200-летней истории особняк неоднократно перестраивали под вкусы и потребности проживающих в нем владельцев. Дворцовое здание капитально переоборудовалось и увеличивалось в размерах. На территории усадьбы возводились оранжереи, садовые павильоны и пейзажные сады.

Необычайного великолепия архитекторы достигали в создании интерьеров дворца, декоративное убранство которых соответствовало тем или иным стилистическим вариантам. Мода на внутреннюю отделку помещений менялась очень быстро; приходилось переделывать старые и создавать новые интерьеры. Тем не менее, до нашего времени сохранились залы, представленные в стиле торжественного русского ампира, неоренессанса, неорококо, неоклассицизма. Залы самого различного назначения: домашний театр, зимний сад, музыкальный салон, гостиные, библиотеки, будуары были виртуозно и с большой любовью оформлены в стилях давно ушедших, но неизменно привлекательных.

В начале 1890-х гг. архитекторы блестяще решили задачу технического переоборудования здания, которое было электрифицировано, оснащено водяным отоплением, водопроводом и канализацией. Были также заново отделаны многие интерьеры, включая миниатюрный Домашний театр. Последняя реконструкции дворца происходила в 1910 —х гг.: часть комнат первого этажа получила новую декоративную отделку в духе русского классицизма. С тех пор дворец не перестраивался, и сейчас мы видим его таким, каким он был почти столетие назад. Послереволюционная судьба Юсуповского дворца сложилась счастливее многих старинных особняков Петербурга. Декретом от 22 февраля 1919 года дворец был национализирован и преобразован в музей «Дворянского быта». В 1924 году начались экскурсии в исторические комнаты, связанные с убийством Григория Распутина, а выставка произведений искусства из фамильной коллекции Юсуповых продолжала функционировать до 1925 года.

Особняк, где без малого столетие протекала жизнь одного из самых знатных семейств России, мог бы многое поведать о вкусах и пристрастиях своих владельцев, о дворянской бытовой культуре в целом. Но, к сожалению, этот благоприятный для Дворца период продолжался очень недолго. В 1925 году музей «дворянского быта» был закрыт, после чего началась его ликвидация, то есть беспорядочный и очень часто бесконтрольный вывоз ценнейших произведений искусства. Судьба многих сокровищ не выяснена и по сей день. После закрытия музей был передан педагогической интеллигенции Ленинграда и стал центром ее профессионального и творческого общения. Благодаря этому дворец не эксплуатировался столь варварски и бездумно, как другие бывшие «памятники дворянского быта», и его парадные и жилые залы сохранились до сего дня.

Во время Великой Отечественной здание Дворца сильно пострадало от бомбежек и артобстрелов. Но в первый же послевоенный год началась масштабная реставрационная работа по его восстановлению, продолжавшаяся вплоть до 1955 года. Сегодня Юсуповский дворец ежедневно принимает многочисленных посетителей. Проводятся экскурсии по парадным и жилым комнатам; звучат концерты русской и западноевропейской музыки, возобновлена сценическая деятельность уникального домашнего театра. Неизменной популярностью у гостей особняка пользуются экспозиции «Убийство Григория Распутина» с ее восковыми фигурами, «История рода Юсуповых. Век Х — век ХХI», «Дворянский быт XIX-XX вв». Одна из новейших экспозиций, способная заинтересовать самого искушенного ценителя — «Пещера Алладдина». В ней представлено собрание драгоценностей семьи Юсуповых.

Безусловно, дворец является одной из жемчужин Петербурга, и вряд ли можно найти человека, посетившего его, и оставшегося равнодушным.